Фламенко - уникальная музыкально-танцевальная культура Андалусии - той загадочной области юга Испании, которая для других европейцев всегда была окружена легендами и окутана тайной. И не зря. Многие века здесь уживались рядом когда мирно, а когда и нет, многие народы: иберы, финикийцы, римляне, евреи, арабы, готы-христиане, а потом и цыгане, пришедшие сюда через Африку. Они приносили с собой свои верования, свои музыкальные традиции, свое мироощущение. Поэтому все исследователи говорят о глубине и многосложности искусства фламенко, парадоксально сочетающего в себе высокое и низкое, трагическое и бурно-радостное, но никто не может с точностью утверждать, в какой именно из многих культур, породивших его, лежат его первоначальные корни. Можно лишь сказать, что традиционно лучшими исполнителями фламенко всегда считались андалусские цыгане, мощный темперамент которых не имеет себе равных.
Я о грусти моей расскажу в песне,
потому что петь - значит плакать.
Я о радости моей расскажу в танце,
потому что танцевать - значит смеяться.
Традиционное фламенко имеет три основных и равноценных составляющих: это канте (пение), гитара и танец. Канте (пение) фламенко - уникальное вокально-поэтическое искусство, в котором кантаор (певец) имеет возможность выражать свои чувства с абсолютной непосредственностью и огромной экспрессией. "Знай, что пение более способно приводить в экстаз, чем Коран, в семи смыслах..." - утверждает восточная мудрость. Для канте фламенко характерен особый тембр голоса, в нем используются древние натуральные лады и сложная мелизматика, свойственные арабской и еврейской песенным традициям. Гитара фламенко - особая область искусства владения инструментом, подразумевающая особое звукоизвлечение и специальный набор приемов, не используемых в технике классической гитары. Фламенко требует от гитариста особой музыкальной чувствительности и способности к импровизации, одновременно с математической точностью во владении ритмом.
Танец фламенко - наиболее яркая часть зрелища, легче всего воспринимаемая зрителем, независимо от национальной и культурной принадлежности. Танцевальное искусство фламенко не уступает канте в спонтанности и эмоциональности, но при этом обладает сложнейшим и виртуозно разработанным языком пластики и владения ритмом. Отчасти оно обязано этим элементу индийской танцевальной культуры, привнесенному цыганскими исполнителями, отчасти близости Африки с ее богатейшими ритмическими традициями. Танцевальный язык фламенко настолько выразителен, что, пожалуй, не существует такого чувства или эмоционального состояния, для которого в нем нельзя было бы отыскать красок. Кроме того, его палитра постоянно обогащается, легко впитывая элементы других танцевальных направлений, таких, как модерн-данс, джаз и даже классический степ. Однако в мире фламенко не принято смотреть на танец как на развлечение: смысл его глубже. "Танец - это когда ты уходишь из обоих миров, Рвешь сердце, и дух твой возносится" - как сказал арабский поэт-философ.
Источник: http://www.aktzal.ru/news.php?nid=155 |